В начало   Воскресная школа пекинесов   Китайские императоры с отклонениями от здравого смысла. Продолжение 2 . Продолжение 2

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ПЕКИНЕСОВ. Продолжение 2.

Китайские императоры с отклонениями от здравого смысла

 Содержание программы ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ ПЕКИНЕСОВ

 ДРЕВНИЙ КИТАЙ - ПРАРОДИНА ПЕКИНЕСОВ

Идиомы – китайская мудрость в устойчивых выражениях в повседневном языке   

Гуманные, благородные и жестокие правители Китая. Продолжение 1  

Китайские императоры с отклонениями от здравого смысла. Продолжение 2   

 Евнухи в системе императорской власти в Китае. Продолжение 3

Гарем как символ власти императора. Продолжение 4

Идеалы красоты в Древнем Китае. Продолжение 5

В давние времена императоры обладали практически неограниченной властью, а правителей Древнего Китая и вовсе прозвали Сыновьями Небес. Этих людей боготворили все, и любая их прихоть исполнялась мгновенно. Но, будучи всемогущим, непросто оставаться в здравом уме, такая власть может действительно свести с ума, и зачастую так и происходило. К сожалению, самодурство правителей иногда не знает границ, и удивительные истории из жизни китайских императоров лишь малая часть чудачеств великих правителей.

Император Ди Синь наслаждался собственным винным озером. Он плавал на каноэ по винным озёрам, сделанным по его приказу

Когда правление Ди Синя устаканилось, и жизнь стала более-менее размеренной, продолжатель рода великой династии начал искать пути к увеселению своего Величиства. Он заказал строительство бассейна с вином и острова с мясом.

Да-да,в прямом смысле. Это был резервуар внушительного размера, созданный человеком и наполненный жидкостью. Для понимания размеров: несколько каноэ могли легко разместиться на поверхности такого озера. Середину «водоёма», как правило, украшали островком с деревьями, ветви которых были увешаны мясом. Ди и его наложницы коротали вечера, дрейфуя на каноэ, попивали вино и закусывали мясными деликатесами.

  Очевидно, что такое поведение правителя великой державы не вызывало одобрения у населения. В результате, когда начались восстания против Ди Синя, он покончил с собой, его райские озёра и острова были разрушены, а последующие правители строго-настрого запрещали своим подданным употребление алкоголя.

Хоуфэй использовал живот одного из генералов как мишень.

Императору Хоуфэй было всего 9, когда на него свалилась ответсвенность за всю великую державу Император Хоуфэй взошёл на трон в довольно юном возрасте, ему было всего 9 лет. История преподала китайцам отличный урок и теперь они знают, что управлять огромной империей в 9 лет дело непростое. Малолетний правитель был ослеплён абсолютной властью и творил страшные вещи. В возрасте 14 лет он был убит. Начало его конца было положено в тот день, когда он увидел одного из своих генералов спящим обнажённым. Выпуклость пухлого живота вдохновила маленького императора — он решил пострелять в него из лука, как в мишень. Он даже хотел использовать настоящие стрелы, но помощник убедил использовать бутафорские. Это и спасло генералу жизнь. Но эта проделка не осталась безнаказанной: обладатель мишени нанял ассасина, который отрезал голову спящему императору, после чего генерал унаследовал трон.

Китайский император Ву Цинь погиб на соревнованиях по борьбе. Стремление доказать свою мощь сгубило имератора Ву.

Император Ву был достаточно мускулистого телосложения и очень любил демонстрировать свою мощь. Для него физическая сила была превыше всего. Он убрал из ближайшего окружения всех неугодных, оставив только настоящих силачей, которые прошли жёсткий отбор.

 Страсть к демонстрации физической силы сыграла злую шутку с императором. Один из самых знаменитых китайских силачей Мэн Юэ вызвал правителя на соревнования, где нужно было поднять над головой чугунный котёл. И, кажется, Мэн Юэ победил: когда Ву Цинь поднял тяжёлый котёл над головой, его колени не выдержали, и он упал. Долгих восемь месяцев Ву провёл в постели, пока его тело сдалось окончательно, и он умер. Эта новость была нерадостной, особенно для Мэна Юэ и его семьи — после того, как император скончался, семью Мэна жестоко убили.
Есть русская пословица: сила есть - ума не надо. Она всегда употребляется с насмешливым и даже несколько презрительным оттенком. Как раз тот случай.


 Ву Чжин разрешал козлу самостоятельно выбирать себе пару.

Гарем императора Ву Джина был настолько многочисленным, что правитель объезжал его на карете Одним из главных преимуществ императоров была возможность иметь гарем. Такая привилегия подразумевалась, как небольшая компенсация за тяготы, связанные с правлением огромной империей, но Ву Джин немного злоупотреблял своими полномочиями. Большую часть своего времени Ву посвящал гарему, он мог забрать к себе в наложницы любую понравившуюся ему девушку, особенно его привлекали дочери приближённых. Он даже запрещал жениться, пока не выберет себе наложниц в том или ином населённом пункте. В итоге в его гареме было около 10 000 женщин и чтобы выбрать, кто проведёт с ним ночь, он каждый вечер объезжал гарем на карете, запряжённой козлами. Та, около которой эти козлы останавливались, отправлялась в покои императора, чтобы провести с ним ночь.

Да просто в предыдущей жизни он был козлом.

 Гао-Цзу мочился в головные уборы учёных.

Император Гао-Цзу публично демонстрировал неприязнь к науке и учёным не самым благородным способом. Этот правитель не особо поддерживал развитие образования. Он больше полагался на надёжность и мощь военных сил и повиновение сильному и централизованному правительству. Вопросы философии или других наук были очень далеки от его понимания и совершено не вызывали интереса. Своим наставникам он отвечал, что всё, чем он владеет, он завоевал, сидя в седле, и совсем не видит необходимости тратить время на чтение книг. Сама идея получения знаний вызывала у императора сильное раздражение и даже гнев. В то время большинство учёных были последователями Конфуция и носили шапки с заострёнными углами. Когда император видел кого-то в такой шапке, он просил снять её и справлял нужду прямо в головной убор. Его наставник написал книгу о достижениях великого императора, после чего мировоззрение властителя сильно изменилось: он понял, что не во всём был прав и поспособствовал распространению конфуцианства в Китае, приняв эту идеологию как официальную и открыв множество школ по всей империи.

Почему не упоминают сколько шапок он "наполнил", прежде чем вступил на путь истины. Ну главное не как начать, а как кончить. Как говорится, думаешь сделать жизнь с кого? Делай ее с "просветленных"

 Король Фу Шен запретил произносить предлог «без».

Даже люди с неограниченной властью не застрахованы от проблем с самооценкой. Легенда гласит, что Фу Шен лишился глаза, когда пытался украсть яйцо из орлиного гнезда. Может, это всего лишь байка, но он действительно не видел одним глазом и не любил, когда поднимали этот вопрос. В своей паранойе он дошёл до того, что воспринимал как личное оскорбление, когда кто-то в его присутствии употреблял слова со значением «без», и объявил их употребление в речи преступлением. Любого, кто произносил их, приговаривали к смерти. Фу Шен искренне полагал, что убийство — единственный выход. Астрологи предостерегали императора, что если он не изменит своего решения, то его правление будет недолгим, но Фу был не приклонен. Менее чем за два года правления он казнил свою жену, её отца, её дядю, и это далеко не полный список приговорённых родственников. Когда его кузены осознали, что их жизни тоже в опасности, они устроили заговор против императора и организовали его убийство. Несмотря на все стремления Фу не акцентировать внимание на его проблеме, в историю он вошёл как одноглазый тиран.

 Вень Сюань любил прогуливаться голым с макияжем на лице

Древнекитайский правитель Вень Сюань имел, действительно, странное пристрастие. Правление Вень Сюаня поначалу шло своим чередом, но со временем он стал меньше интересоваться своей страной и всё больше пил. По прошествии некоторого времени не было и дня, чтобы его не видели в стельку пьяным. Потом у него появился странный ритуал: император раздевался догола, накладывал макияж и в таком виде прогуливался по бесчисленным спальням дворца, даже холодные зимы не могли помешать ему.

   Но худшим его увлечением было напиваться и убивать людей. Однажды он остановил женщину на улице и спросил, каков, по её мнению, Сын Небес. Она ответила, что он настолько безумен, что его нельзя назвать Сыном Небес. В ту же минуту женщина была обезглавлена. И это не было случайностью. Его страсть убивать была настолько сильной, что, когда он напивался, министры приводили к нему приговорённых к смерти, чтобы не пострадали невинные люди.  

 

И он их убивал, предварительно раздевшись догола. Это, вероятно, производило устрашающее впечатление, даже более сильное, чем отрубание головы. А министры экономили на палаче.

 

Чжу Чжаньцзи, возлюбив безобразное, построил "Дворец Желанных Чудовищ"

Все эти истории кажутся смешными и забавными, и даже чуточку нереальными, на первый взгляд, но факты говорят, что всё это действительно имело место быть, или почти всё. Вот, например, пересказ Бориса Акунина историйки из своей «мусорной корзинки», куда попадало отсеянное. Сын Неба Чжу Чжаньцзи любил всё прекрасное. У его величества было два серьезных увлечения. Во-первых, искусство. Чжу был не просто ценителем живописи, но и очень тонким, талантливым художником. А второй страстью императора Чжу были красивые женщины. В его гареме жила туча несказанных раскрасавиц, одна ослепительней другой. Но однажды с ним произошла ужасная для художника вещь: эстетический кризис. Передозировка Красоты. Беднягу так достало прекрасное, что от одного вида красавиц его прямо тошнило.

 И тогда Чжу сделал правильный артистический вывод: возлюбил безобразное. Со всего Китая в Запретный Город свезли самых жутких страхолюдин, калек и уродок. В императорском парке построили для нового гарема специальный чертог, который получил название «Дворец Желанных Чудовищ». Там жили горбуньи, карлицы, всевозможные инвалидки – и, должно быть, не верили своему счастью. Могла ли какая-нибудь из этих обиженных судьбой страдалиц мечтать, что станет наложницей Сына Неба? Счастлив был и император. Он снова полюбил женщин. Рассказывают, что его фавориткой стала некая дама с двумя головами (сиамские близнецы?). Она (они) издавал(а,и) сладострастные звуки сразу с двух сторон, и этот стереоэффект пленял взыскательную душу художника

  Услады императора объясняются мотивацией артистических натур, совершающих отвратительные поступки. Чрезмерно утонченный художник, как считает Акунин, в какой-то момент ощущает себя выше пошлых банальностей вроде красоты, морали, порядочности или добродетели. Эстетическое для него неизмеримо выше этического. "Я обыватель, - тут же оговаривается он, - для меня этика важнее эстетики". 

Любвеобильный император занимался любовью и на воде, покачиваясь на волнах, и на суше. По рассказам, у него имелись повозки, в которых мог уместиться только один человек, и там он лишал невинности девственниц. Еще одним любимым развлечением императора был дворец «Лабиринт», который представлял собой лабиринт коридоров и покоев, причем каждая стена была покрыта зеркалами из полированной бронзы. Отражения в этих зеркалах так изменяли перспективу, что для передвижения по дворцу требовалось скорее осязание, нежели зрение. Обстановка во дворце была простой: циновки, на которых возлежали красивейшие наложницы, фонтаны с вином вместо воды. Ян-ди со вкусом и удовольствием проводил в этом дворце по полторы недели. Ширмы из полированной бронзы были расставлены вокруг его постели, где он предавался любовным утехам с женами, а стены комнаты украшены картинами более чем фривольного содержания: на них изображались совокупляющиеся голые мужчины и женщины. Обилие красавиц вызвало пресыщение, и евнух Ван Фэй-шэн, дабы завоевать расположение своего повелителя, набрал для него самых безобразных женщин в империи. Был построен дворец, названный с поистине китайской изобретательностью «Дворцом желанных чудовищ», в нем разместили уродливых женщин, карлиц и чудищ, с которыми развлекался император. Жизнь Ян-ди закончилась трагически. В стране вспыхнули восстания, император был убит, и его династия закончилась.

Удовольствия «отрезанного рукава»

Императоры оказывали внимание не только женщинам, были среди них и такие (и немало), которые одаривали своей любовью мужчин. Не осуждалось, если наряду с любовниками, они имели жен и детей. Для китайцев главным было продолжение рода и, если мужчина выполнял эту обязанность, остальное было его личным делом. Поэтому большинство китайских гомосексуалистов были бисексуальны.

Из хроник можно узнать о мальчиках-фаворитах при императорских дворах l-lI вв. до н. э., а в книге Лю Дацзяня «Секс и китайская культура» рассказывается, что среди двадцати пяти императоров этого времени, по крайней мере, десять были гомосексуалистами, были среди их любовников и евнухи. Пристрастие к мужчинам имели и Сыны Неба более поздних эпох. Кстати сказать, о гомосексуальных наклонностях августейших персон открыто сообщается в официальных историографических хрониках древнего Китая. Как утверждается в них, уже во II–I вв. до н. э. в штат императорского двора стали включаться мальчики-фавориты.

В начале новой эры в период династии Хань жили императоры, чье увлечение гомосексуализмом превратило их почти в садистов. Часто любовниками императоров становились и евнухи. Известно, что у одного старшего военачальника ханьской эпохи Лян Цзи любовником был евнух Цинь Гун. Как утверждает китайский историк Лю Дацзянь в книге «Секс и китайская культура», из 25 императоров тех лет по меньшей мере 10 человек — то есть 40 % были гомосексуалистами. Пристрастие к «любовникам» даже получило свой особый термин в литературе — «отрывание рукава». В основе его лежит следующее историческое повествование: Дун Сянь (I в. до н. э.) попал во дворец Айди путем протекции и по заслугам отца. Он вошел в необыкновенный фавор у государя, который стал его быстро выдвигать и отличать и, наконец, не расставался с ним ни днем, ни ночью. Однажды днем они оба спали рядом. Дун повернулся и лег на рукав государя. Тому нужно было встать, но Дун не просыпался. Тогда государь оторвал рукав, чтобы его не беспокоить, и поднялся, оставив его спать, С этих пор в китайской литературе и существует такой образ для обозначения предосудительной любви мужчин друг к другу.

Прямо так и вижу: ходят по двору императоры и недвусмысленно размахивают оторванными рукавами, на кого попадают, те и отправляются на ложе.

 Наряду с учением Конфуция и Лао-Цзы (даосизм) существовал легизм – одно из шести направлений философских школ Древнего Китая, иначе его называли «школа законников».

Теоретическое обоснование этому учению дал Шан Ян в 4 веке до н.э. Философы считали, что политика и мораль – вещи несовместимые, в идеальном государстве должно быть два направления деятельности – поощрение и наказание своих граждан. Государство объявлялось венцом и мерой всего, правитель же был гончаром, который возводит это царство из человеческой глины. И чем больше страдает глина, чем сильнее ее мнут и давят, тем совершеннее получится сосуд. Легисты прямо говорили: богатым, сильным и умным человеком тяжело управлять. В идеальном государстве подданные должны быть глупыми, голодными и несчастными. Только тогда у людей не останется своей воли, своей гордости и своих сил и все общество начнет работать как единый организм, повинуясь командам сверху без размышлений. И никакого мира! Государство всегда обязано воевать, потому что только при постоянной войне оно будет закаляться и крепнуть, обеспечивая при этом своим жителям тот уровень голода, холода и страха, который необходим для поддержания порядка.

Все общество разделялось на двадцать рангов. Чем выше ранг, тем больше льгот имел человек — мог, например, заводить слуг или носить одежду качеством получше. Подданным разрешалось заниматься лишь одним из четырех видов работ. 1 -  Выращивать зерно, рис или просо (а вот овощи и фрукты разрешались лишь как небольшое дополнение к основным посадкам). 2 - Быть государственным служащим (чиновником, работником, занятым на государственных стройках, счетоводом и т. д.). 3 - Ткать недорогую ткань. 4 - Быть военным, когда призовут (военная служба была обязательной практически для всех). Разрешалось также производить простую утварь или немного торговать, но только в том случае, если доход от этой деятельности не становился основным: ремесленники и торговцы были признаны «паразитами» и подлежали уничтожению. К паразитам также были причислены музыканты, писатели, учителя, врачи и прочая интеллигенция. Все книги, кроме трактатов о легизме, сжигались. Родителям и взрослым детям, а также прочим родственникам не рекомендовалось жить вместе, так как большие семьи, в которых было много рабочих рук, способствовали разведению «паразитов». С таких семей брали двойные налоги. Все семьи объединили в «пятки», «десятки» и «сотни» по месту жительства. За преступление одной семьи головы складывал весь пяток. Если в районе было много злоупотреблений, кара могла настигнуть десяток и даже сотню. Впрочем, если бдительные соседи успевали составить донос о преступлении, их не наказывали.Человек мог подниматься по лестнице рангов, донося на соседей и сослуживцев. Неправедных доносов власть не боялась, так как было заявлено, что лучше казнить десять невиновных, чем оставить без наказания одного виноватого. Также на один ранг поднимался воин за каждые пять отрубленных в бою голов противника. Был запрещен алкоголь. Всех известных пьяниц и торговцев вином в один знаменательный день арестовали, стащили на площади и показательно сварили в больших котлах с вином.

Не сомневаюсь, что это событие было тут же отпразновано за большим столом с выпивкой и "закуской" из одного котла. У китайцев же есть блюдо "суп из младенцев" — это древнее китайское блюдо, любимое местной аристократией. "Поставки" продуктов шли из трех мест: клиники, принимающие роды у отказывающихся от своих детей родителей; родители, делающие специально для такого случая аборт; нелегальный оборот уже родившихся детей, возрастом до пяти месяцев. Когда узнал, не поверил своим ушам. Во второй раз не поверил, когда узнал, что Нобелевскую премию по литературе дали китайскому писателю Мо Яню за его "галлюцинаторный реализм". В романе «Страна вина» повествуется о «мясных детях», оставленных в Красной комнате в приёмном пункте Кулинарной академии для откорма. Честно говоря, когда нас, пятерых оставшихся от уничтожения самими обитателями императорского двора в Летней резиденции пекинесов, забрали и вывезли в Англию офицеры Британии, мы уехали навстречу своему счастью. Хотя условия содержания во Дворце  были божественные - слуги, уход, изысканная еда...! Но права личности ущемлялись! В угоду прихотям властителей.

 Во времена существования легизма регламентировалось все: количество блюд, которые можно подавать к семейному столу, цвет платьев, форма причесок, толщина циновок и высота скамеек, форма деревьев во дворе, частота проветривания жилых помещений и число поклонов, которые надлежит совершить перед началом посева. Все сельскохозяйственные работы проводились под надзором чиновников, которые распоряжались сроками и видами посадок, скупали большую часть выращенного зерна по фиксированной смехотворной ставке и налагали на пятки, десятки и сотни наказания, если урожай оказывался неудовлетворительным. Основным видом наказания служила смертная казнь, причем в затейливых вариациях, включающих, например, «разрывание человека четырьмя повозками», «засекание до смерти палками тонкими и средними», «вырывание кишок с последующим на этих кишках повешением» и т. д. За серьезные преступления типа большой кражи, хулы на государя или убийство казнили не только виновного и его пяток, но и всю родню преступника в трех поколениях «вверх и вниз», то есть от его дедов до его внуков. Правда, только по отцовской линии, зато вместе с их с детьми и женами.

О, я посчитала: с 4-го века до н.э. и до середины 20-го века н.э. мечты о государстве легизма лелеял правящий класс. И в 1966—1976 годах в Китае, грянула "Великая Пролетарская Культурная революция".  А основы-то, оказывается, имеют вековую давность. Хорошо, что недолго, по историческим меркам, продолжалась эта вакханалия с хунвейбинами. После смерти Мао встрепенулись, признали (в процентах) его позитивное и негативное влияние и теперь успешно строят процветающее общество. А то смотришь в трагичную историю Китая, вспоминаешь что-то из прежнего переселения своей души, и радость от теплого матрасика, сытной еды и простых телесных радостей переполняет мою пекинесную душу. 

 

Продолжение рассказа в разделе  "Воскресная школа пекинесов. Продолжение 3. ".

На странице Контакты  можно оставить ваше мнение.