В начало   Воскресная школа пекинесов   Гуманные, благородные и жестокие правители Китая. Продолжение 1
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ПЕКИНЕСОВ. Продолжение 1.
Гуманные, благородные и жестокие правители Китая

 

 Содержание программы ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ ПЕКИНЕСОВ

 ДРЕВНИЙ КИТАЙ - ПРАРОДИНА ПЕКИНЕСОВ

Идиомы – китайская мудрость в устойчивых выражениях в повседневном языке   

Гуманные, благородные и жестокие правители Китая. Продолжение 1  

Китайские императоры с отклонениями от здравого смысла. Продолжение 2   

 Евнухи в системе императорской власти в Китае. Продолжение 3

Гарем как символ власти императора. Продолжение 4 

Идеалы красоты в Древнем Китае. Продолжение 5

Покорность и смирение - два основных принципа воспитания китайцев. Божества следят за их поведением и нравами на земле. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель. В жилищах развешивались картинки с изображениями нравоучительных сценок. Мальчиков воспитывали более серьезно, чем девочек. Их учили вежливости, нравственным песнопениям, знакомили с летоисчислением и календарем. Для девочек было достаточно научиться скромности и быть послушными. Стабильность общества, считал Конфуций, в воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном».

А вот был в Китае император Сяо Баоцзюань (499—501 гг.) - сын и государь в одном лице по роковому стечению обстоятельств. В возрасте подростка 15 лет, получив власть, казнил большинство врагов, друзей и союзников. Уничтожал он также и обычных людей без причины, просто попавшихся ему на глаза. Многие жители были вынуждены уехать из столицы. Из-за подобного поведения был свергнут в результате бунта после 2-х лет правления

 Самым гуманным правителем в истории Китая считается Лю Бэй (161—223). В своём правлении он руководствовался учением Конфуция, в основе которого лежит, прежде всего, забота о ближних. В те времена была широко известна история о том, как наёмный убийца после разговора с Лю Беем, проникшись его добротой, отказался от своей жуткой профессии. Насколько заботлив и милосерден был Лю Бэй, ярко описано в истории «Перевод народа через реку». Услышав, что вражеская армия движется к городу, Лю Бэй решил отступить на юг, чтобы сохранить армию. Но большинство горожан решили последовать за его армией, только бы не сдаваться врагам. Зная о том, что это сильно замедлит его отступление, Лю Бэй пожертвовал стратегическими интересами, чтобы защитить народ. Хотя он потерял большую часть своей армии при переправе, но всё-таки не бросил своих людей, помогая им пересечь реку. Насколько заботлив и милосерден был Лю Бэй, ярко описано в истории «Перевод народа через реку» знаменитого романа "Троецарствие".

Ли Шиминь (Тайцзун) вошёл в историю Поднебесной как один из самых благородных правителей.Однажды на регионы империи, включая столицу Чанань, напала саранча. Увидев насекомых в императорском саду, Тайцзун поймал нескольких и сказал: «Вы пожираете посевы, которые нужны моим людям для пропитания. Я бы предпочёл, чтобы вы съели мой желудок, нежели урожай моего народа». Несмотря на уговоры служащих, он проглотил насекомых с мольбой послать на него страдания соотечественников. Затем он написал воззвание: «Пусть все бедствия падут на меня, а взамен я прошу хорошего урожая, спокойной и мирной жизни для своего народа». Вскоре после этого, к всеобщей радости, пошли дожди, и засуха кончилась. Спустя несколько лет империя стала процветать, воцарился мир. По народным пересказам, в то время прохожие на улице не подбирали с земли утерянные кем-то вещи, люди не закрывали входные двери даже на ночь, и можно было безопасно странствовать по стране.

На кого проливается дождь и засуха кончается, на кого проливается дождь нефтедолларов и тоже плохие времена отступают. Как мне это понятно!
 А что, в древнем Китае было все ровно и гладко с управлением страной? Может, им с правителями везло во все времена?
Да как и всем. На одного успешного правителя, раза в три-пять больше правителей так себе, средненьких, и парочка с причудами. Еще попадались феноменальные уроды. Такой, например, была Люй Чжи - самая жестокая правительница в истории Китая.

  Императоры-психопаты. Императрица Люй Чжи

 Императрица эпохи Хань Люй Тай-хоу (Вдовствующая императрица), личное имя Люй Чжи.

Жена основателя династии Хань Лю Бана (202–195 гг. до н.э.) захватила власть после смерти мужа и сначала правила «от имени» наследника престола – её сына. Она подстраивала убийства, давала яд или подсылала убийц к сводным братьям своего сына. После его смерти ей принадлежала реальная власть. Но номинальная – правителю, не связанному с ней узами родства, и проявлявшего сомнительную покорность ей. Тогда она, как повествует летопись, «низложила и убила его», возведя на престол следующую марионетку.

Так ведь эта императрица была родом из крестьянской семьи. А будущий император Лю Бан (император Гао-цзу - основатель династии Хань,) был простым крестьянским старостой, когда женился на ней. Это уже после, в силу удачного стечения обстоятельств, он сел на трон.
Женщины из "народа" у власти случались во многих странах. Как правило, они отличались волевым характером, умом, настойчивостью в достижении цели, а зачастую еще и красотой, что облегчало путь наверх. Но на этом пути они проявляли твердость и жестокость. Помните нашу княгиню Ольгу, жену Игоря? Родители ее не известны, т.к. они были крестьянами, а не особами знатных кровей. Первое, что сделала княгиня, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря – отомстила древлянам. Первых их сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Затем отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней. Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов. Неудержимая княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси. Сама Ольга умерла в возрасте восьмидесяти лет. Кстати, поженили их с Игорем, когда ей было 10 лет.

 

Люй Чжи, катастрофически жаждущая власти, не останавливалась ни перед чем. Ей выпал шанс и она его не упустила, совершив множество жестоких преступлений. Яблоком раздора, как это часто бывает, стал вопрос о наследнике. Дело в том, что у императора был еще один сын, от безмерно любимой им наложницы (в те времена это считалось нормальным), которая сопровождала своего императора даже в военных походах. Немолодая уже жена-императрица Люй Чжи оставалась дома. Власть от нее медленно и верно ускользала - прямо в руки Жу-и, сына наложницы Ци. Когда Гао-цзу умер, ходили слухи, что император был отравлен его женой Люй Чжи. У регентши оказались развязаны руки. Императрица послала слугу, напоившего ребенка наложницы Ци ядом. Затем изуверски расправилась с самой наложницей, отрубив той руки и ноги, вырвав глаза, и бросив в яму с нечистотами, приказав называть несчастную "человек-свинья". Спустя несколько дней регентша пригласила императора, своего правящего сына, полюбоваться жертвой. Узнав, кто перед ним, новый император зарыдал и слег с нервной болезнью, которая продолжалась более года. Он был так потрясён, что и после болезни отказался принимать участие в правлении страной, обвинив матушку в бесчеловечности. Всецело отдав власть матери, он проводил свою жизнь в пьянстве, разврате и веселье, что в конце концов и свело его в могилу в возрасте двадцати двух лет.

Но ходили слухи, что и он был отравлен своей матерью. А наступило ли возмездие? Разве может быть зло не наказано в итоге?

 А мать? Умерла от возраста в собственной постели, непобедимой. Зло восторжествовало.  Кстати, секрет ее красоты и других китайских императриц заключался в ежедневном потреблении супа из прозрачных желеобразных грибов – популярного ингредиента китайской кухни. В Китае гриб называют серебряное ухо или снежное ухо. В древнем Китае верили, что содержащиеся в этом виде грибов вещества освежают цвет лица, питают кожу и даже улучшают мозговую активность. Видимо, мозговую активность императрица сохранила до конца. А может быть это грибы виноваты в ее беспредельной жестокости?! История не дает ответа.

Большое разочарование испытываю по системе правосудия в древнем Китае. Всё дозволено правящему классу, остановка только, если правитель стоит на пути к достижению власти у честолюбивого родственничка или кого другого. Да и то, всё изподтишка, подловатенько как-то. Хорошо, хоть ныне смертную казнь не отменили. А то ведь совсем распоясуются, страх забудут. Хотя ныне не то, что прежде. А прежде-то какими красками правосудие расписывалось!

Система наказания в Древнем Китае отличалась большой жестокостью. В империи действовала так называемая поручительская система, когда в случае антигосударственных преступлений вместе с виновным уничтожались три рода преступника: по отцу, по матери и род жены. Если «преступник» хранил у себя запрещенную литературу или, еще хуже, высказывал критические замечания об императоре и его правлении, вместе с ним уничтожался и его род. В зависимости от степени преступления основного виновника его могли четвертовать. В этом случае руки и ноги осужденного привязывали к четырем различным колесницам, потом по команде пускали вскачь быков и разрывали тело на части. Практиковали также, в том числе и для наказания за хозяйственные и уголовные преступления, разрубание (живого человека) пополам или на части; обезглавливание после казни, а в особо тяжелых случаях – обезглавливание с последующим выставлением головы на шесте в людных местах, обычно на базарной площади; удушение с помощью бечевки, которую закручивали на шее осужденного и скручивали, то ослабляя, то усиливая, до смерти жертвы; закапывание живьем; варку в большом котле; выламывание ребер; пробивание темени острым предметом, например гвоздем, вырезание коленных чашечек, отрезание носа, клеймение, кастрацию и битье по пяткам (крайне болезненная процедура).

Продолжение рассказа в разделе  "Воскресная школа пекинесов. Продолжение 2. ".

На странице Контакты  можно оставить ваше мнение.